«Молодежь говорит выборам «да», но в депутаты не хочет»
(итоги социологического опроса среди молодежи Катайского района)
Стартовала новая избирательная кампания: назначены выборы Губернатора Курганской области, Главы Катайского района, депутатов Советов и глав поселений Катайского района. Подготовка к ней ведется давно и по всем направлениям, в том числе и в деле изучения электорального поведения самой подвижной и социально активной группы населения – молодежи.
ТИК Катайского района совместно с районным клубом «Молодой избиратель» проводились опросы разных по возрасту, роду занятий и месту жительства молодых людей, в период с15 мая – по 25 июля.
Всего было опрошено 167 юношеей и девушек.
Для большинства молодых людей выборы остаются привлекательными. Но доля лиц, воспринимающих избирательный процесс позитивно, лишь немногим выше доли тех, кто не рассматривает его как инструмент решения молодежных проблем. Соответственно 52,3 % и 47,7 %. Поляризация молодежи в оценке выборов представляет собой довольно важный факт. Это означает, что активный электорат в перспективе составляет менее половины. Однако вряд ли молодежь в данном отношении отличается от «взрослого населения».
Абсолютное большинство молодых людей убеждено в необходимости выборов в современной России, что безоговорочно признали это 61,78 %, 34,72 % ответили на вопрос – скорее да, чем нет. Только 3,5 % опрошенных ответили нет.
Несмотря на наличие негативного отношения к выборам большинство молодых людей намерены участвовать в них в будущем. Только 8 % отрицают такую возможность. Велика доля тех, кто пока не определился в своем решении, примерно 20,1 %. Отношение к участию в выборах варьируется в зависимости от статусных особенностей участника опроса: возрастной группы, уровня образования и социального положения.
Доля молодежи, отказывающейся от участия в выборах заметно выше в городе, чем на селе. Молодые люди смотрят на избирательный процесс преимущественно под углом зрения собственной выгоды. Сегодня они не считают политику престижной, отказываясь от активного участия в ее осуществлении.
Сохраняя в своем большинстве установку на участие в выборах в качестве избирателей, в несколько меньшей степени хотели бы выступать на них в качестве кандидатов на выборные должности. Примечательно, что больше всего молодых людей, не желающих участвовать в выборах в качестве кандидатов среди сельских жителей – 79,68 %, в городе этот же показатель составил – 43,92 %.
В своем поведении в ходе избирательных кампаний молодые люди главным образом ориентированы на собственное мнение и в лучшем случае учитывают интересы родственников и друзей. Таким образом, для определения электорального поведения молодежи мало значат мнения членов избирательных комиссий, известных людей, ученых, руководителей различного уровня, чиновников и даже действующих депутатов.
В свою очередь, желание получить дополнительную информацию об избирательных кампаниях высказали всего лишь 33 % молодых людей. Следует отметить большую заинтересованность молодежи, с более высокой степенью образования, в повышении уровня знаний избирательного законодательства. Примечательно, что доля девушек значительно выше числа юношей.
Несмотря на усилия, предпринимаемые сегодня различными социально — политическими институтами по формированию электорально — правовой культуры молодежи, ее состояние может быть в целом оценено как недостаточное. Стимулирование активности молодежи может быть эффективным лишь в случае адресной индивидуальной работы с молодыми людьми.
Основы электоральной культуры молодежи в основном закладываются стихийно, в раннем возрасте. В то время как целенаправленно ее начинают формировать значительно позднее, при вступлении молодых людей в юношеский возраст. Целесообразно, мы считаем усилить работу по приобщению к избирательной культуре дошкольников и младших школьников уже сегодня, используя различные олимпиады, конкурсы и игры. И необходимо привлекать к конкурсам семьи с детьми.
|